Ученые доказали, что в дежавю нет ничего мистического

Дежавю – психическое состояние, которое дает ощущение, что человек когда-то уже был в подобной ситуации или в похожем месте, однако не может связать это чувство с конкретным моментом прошлого, а относит его к прошлому в общем. Часто дежавю убеждает нас в том, что ситуация, которая сложилась в данный конкретный момент, уже имела место в нашей жизни, и мы даже способны предвидеть следующее событие. Для исследования этого феномена, когнитивный психолог из Университета штата Колорадо Энн Клири разработала метод, пробуждающий в людях дежавю.

Несмотря на то, что дежавю является относительно распространенным опытом, никто до сих пор не знает, как и почему оно происходит. Сторонники мистики и всего сверхъестественного «объясняют» это явление воспоминаниями о прошлых жизнях, сбоями в матрице или параллельными вселенными, однако ученые больше сосредоточены на особенностях процесса обработки информации мозгом.

Исследователи предполагают, что дежавю может являться следствием задержки коммуникации между частями мозга, вследствие чего текущее событие дважды «отмечается» в очень быстрой последовательности. Не исключено, что восприятие по какой-то причине сразу направляется в долгосрочную память, быстро минуя краткосрочную. Возможно также, что причиной может оказаться то, что мозг дважды проверяет воспоминания на наличие ошибок.

Психолог Энн Клири изучает феномен дежавю на протяжении уже многих лет и пришла к выводу, что дежавю является самым обыкновенным когнитивным искажением. Например, человек видит событие, похожее на какое-то, увиденное ранее, но не может вспомнить его осознанно. Мозг же при этом распознает ситуацию как знакомую.

В ходе нового исследования Клири с коллегами спровоцировала дежавю у добровольцев. Применив игру-стимулятор The Sims, ученые создали несколько виртуальных площадок, которые были пространственно идентичны между собой, но оформлены так, чтобы выглядеть по-разному.  Например, кусты в саду и груды мусора на свалке скомпонованы идентично, но «прикрыты» разными текстурами и объектами.

Тестируемым дали очки виртуальной реальности и по очереди «телепортировали» в эти пространственно идентичные, но тематически разные между собой места. В результате испытуемые сообщили о дежавю, «входя» во вторую из двух похожих площадок (хотя раньше они никогда не видели конкретно этого места).

Клири отмечает: «Мы не можем сознательно вспомнить знакомую сцену, но наш мозг признает сходство. Эта информация вызывает тревожное ощущение, что мы были здесь раньше, но не можем определить, когда и почему».

Другой эксперимент был посвящен проверке силы чувства «предвидения», связанного с дежавю. Тестируемые прошлись по виртуальным лабиринтам, которые пространственно повторяли друг друга. И хотя половина участников эксперимента сообщали о сильном предчувствии, их предсказательные способности были не точнее случайного угадывания. То же самое касалось даже тех лиц, которые были абсолютно уверены, что уже были в этом месте.

Психологи пришли к выводу, что, несмотря на то, что дежавю и способно заставить нас чувствовать, что мы можем предсказать будущее, на самом деле это не так.